Назад

К О Н Ц Е П Ц И Я

Негосударственного

общеобразовательного учреждения

средней (полной) общеобразовательной

 школы № 2 «Наш дом»

Восхождение к сердечности

"Настоящая проблема лежит в Сердце и мыслях человека… Что нас пугает - это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости человеческого Сердца, его собственная сила взрыва на злые поступки", - писал Альберт Энштейн. Школьная педагогика больше занята не духовностью, а суетой мероприятий и часто скептически относятся к понятию " духовная жизнь ребенка", говоря: " все это чудачество, а что конкретно?". Такой педагогики нечем помочь, потому, как педагогика Амонашвили находится в другом измерении. Чтобы попасть туда, надо, как говорил Н. Гумилев, " купить билет в Индию духа". Образование, становясь технократическим, все чаще обходит нравственные аспекты личности. По форме и содержанию оно отчуждено от ребенка. И становление личности происходит вопреки школе, а не благодаря ей.
Школа "Наш дом" создана с целью реализации главной миссии: изменение педагогического сознания и представлений о ребенке, принятие его не как объекта воспитательных воздействий, а как Божественного творения, имеющего свое предназначение. В основу концепции школы положены принципы Гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, практика "семейного воспитания" В. В. Белоглазова. Следование им предполагает иное отношение к культуре детства вообще. Общение преподавателя и ученика мы пытаемся строить как диалог культур. Целью этого диалога является создание "Справедливой школы":
- школа, в которой ученик, учитель и родитель чувствуют себя защищенными;
- школа, где каждый имеет право на Успех;
- школа, где жизнь важнее теории; настоящее важнее прошлого и будущего; понимание и сопереживание важнее совета и интепретации; личная зрелость и интуиция важнее инструкций и мотодичек; мудрость ребенка важнее знаний, умений, навыков взрослого.

1. Исходные позиции Гуманной педагогики

Гуманная педагогика

Отсюда вытекает очень важное положение о том, что суть гуманной педагогики определяется не только целями и задачами образовательного процесса, но и самим обустройством школы.


2. Духовное обустройство "Нашего дома"
 



Духовная теория                Священничество                   Духовная практика

 



Урочная деятельность      Внеурочная деятельность   Благотворительные акции  "Выпускной
                                                                                                                                                                 проект"


 

Чудо              Эстетический цикл предметов           "Соверши чудо - будь,

                                                                                              пожалуйста, здоров"              Традиции, ритуалы
                                                                                                                                                                    Праздники


Духовная теория позволяет ребенку получить необходимые знания о духовном мире

человека и о значении его духовной жизни. Данное направление подразумевает преподавание предметов, которые способствуют накоплению этих знаний: это эстетический цикл предметов, предмет под названием "Соверши чудо - будь, пожалуйста, здоров!", который помогает ребенку постичь прямую зависимость физического здоровья от духовного. Ключевым в этой системе урочной деятельности является "ЧУДО" (час удивительного доброго общения) - основы общечеловеческой нравственности - сквозной непрерывный курс, рассчитанный на преподавание с 1-го по 11 классы.
Содержание курса представляет собой интеграцию трех основных направлений: практическая психология - раскрывает возможности познания внутреннего мира человека, пути самооценки и объективной оценки поступков других людей, самоанализа (рефлексии), развивает умение сочувствовать, сопереживать; философские вопросы (что есть жизнь, смерть, любовь, добро, зло и т.д.) помогают ребенку обрести смысл самосовершенствования, заставляют задуматься о Вечном. Ответы на эти вопросы или, наоборот, их неразрешимость определяют дальнейшее понимание цели нашей жизни, становятся руководством к действию, решению проблем человека. И третий аспект (или содержательное направление) - это изучение нравственного опыта предыдущих поколений.
Особую роль здесь играет Библия, как древнейший источник человеческой культуры, который обобщил и выразил духовно-нравственное наследие, выработанное человечеством за несколько десятков тысяч лет. (Примерное поурочное планирование программы прилагается)
Духовная теория предполагает также внеурочную деятельность. Ведь ребенок получает знания о душе, о сердце через общение повседневной жизни, поэтому эта жизнь должна быть насыщена духовностью. Многие традиции "Нашего дома" способствуют этому:
- "Пушкинская проповедь" ставит перед детьми разного возраста нравственную проблему. Воспитание высоким словом действует на подсознание ребенка, и даже если малышам не все понятно из того, о чем говорят взрослые, они непременно "впитывают" высокую духовность сказанного и горды тем, что участвуют в этой общешкольной линейке;
- "Открытый микрофон" - общешкольная линейка, на которой выбирается "человек недели". Им может быть ученик, учитель или работник школы. Имя любого жителя "Нашего дома", совершившего добрый поступок будет красоваться в медали, висящей на самом видном месте в школе. Однако можно попасть и в калошу, если ты обидел кого-либо или проявил недисциплинарность или лень.
Важным элементом системы являются школьные праздники. Наполняемые духовным содержанием и сердечностью, они стали неотъемлемой частью жизни "Нашего дома". Особенно любим ребятами и учителями "Пушкинский бал". Этот праздник всегда сопровождается ощущением общности всех участников, ведь никто не стоит у доски и никто не спрашивает урок.. Все становятся детьми, которые "играют в бал". Но играют искренне и самозабвенно, пропитываются удивительной атмосферой эпохи, подарившей человечеству Гения.
Другой важной частью духовного обустройства "Нашего дома" является "Священничество", то, что создает "воздух", "атмосферу" школы. Это не мероприятия и уроки, это то, что невозможно увидеть и потрогать, как невозможно определить срок и время происходящего таинства. Это то, что является основой гуманного отношения к ребенку --движение от сердца к сердцу, работа с душой. Оно сопровождается чудесными превращениями, "Таинствами Священного Творения". Это может быть мгновение (взгляд, прикосновение, слово, озарение) или длительный, целенаправленный процесс, сопровождающийся мучительными поисками, сомнениями, переживаниями. Но непременно "Священничество" сопровождается превращением урокодателя в Учителя.
Духовная практика предполагает конкретное действие, побуждаемое движением сердца. 10 лет наши дети шефствуют над гематологическим отделением Детской областной клинической больницы, Домом инвалидов и ветеранов войны и труда, являются участниками благотворительных акций "Золотые сердечки", "Нет чужой боли" и другие.
Особенно важным является "Выпускной проект", авторами которого являются одиннадцатиклассники. Это самостоятельно продуманная и осуществленная ребятами акция добра и милосердия: концерт в приюте, пошив пеленок для дома малюток, строительство детской площадки и многое другое.


3. Учебный план школы

Учебный план школы формируется из двух частей: базовой и вариативной. Базовая часть соответствует федеральным и региональным стандартам. Вариативная часть реализует основные положения образовательной и воспитательной системы школы.
Исходя из основной цели: создание системы образовательно-воспитательных условий, в которых каждый ученик сможет максимально использовать свой духовный, интеллектуальный и физический потенциал, системы, свободной от предрассудков и стереотипов, признающей самоактуальность личности, - содержание образования в частной школе имеет общую направленность:

Человековедение


Познание и совершенствование физической природы человека:
МБЦ (медико-биологический цикл), хореография, стретчинг, спортивные секции.

Познание и совершенствование духовного мира человека, отношений между людьми:
Основы общечеловечес-кой нравственности, психология, философия. Познание человеческой культуры:
МХК (мировая художественная культура), риторика, актерское мастерство, индивидуальные занятия музыкой, вокал, хор, школьная театральная студия, Изостудия. Утверждение человека в обществе

Спецкурсы допрофессиональной подготовки:
Элективные курсы.
Латинский язык, немецкий, китайский.
 

4. Формы и методы обучения

Выбор форм и методов обучения соответствует целям и задачам:
Интегрирование в рамках урока двух и более предметов (литература-риторика, литература-русский-риторика, литература-история, литература-основы нравственности и МХК);
Коллективные способы обучения (работа в парах сменного состава, в малых группах);
Семинары, коллоквиумы, дискуссии, литературные суды, литературные и экологические чтения, смотры знаний, лабораторные занятия, мини-практикумы, индивидуально-консультативные формы обучения.

5. Организационно-педагогическая
структура модели школы

Негосударственное общеобразовательное учреждение школа № 2 "Наш дом" организована в 1992 году. Школа работает в режиме продленного дня с 8-00 до 17-00. В первой половине дня - занятия по основным предметам, во второй - занятия эстетического цикла, факультативы, индивидуальные занятия по интересам. Продолжительность уроков 40 минут. Наполняемость классов не более 15 человек. Общее количество детей в школе не более 200 человек.


6. Содержание и специфика
управления в школе

Задачи гуманизации управления школой требуют принципиально нового подхода к структурному построению деятельности школы.
Исходным пунктом пирамиды управления является Ученик, ради которого и существует школа, трудятся взрослые, работают администраторы. Это не означает, что ученик в буквальном смысле слова руководит взрослыми или отвечает за весь образовательный процесс в школе. Это говорит о том, что в формировании руководством школы педагогической стратегии и тактики мы исходим от личности ребенка.
Учитель не является инструментом осуществления стратегии. Его личность - главное условие ее осуществления, поэтому Учитель также становится во главу угла.
Директор разрабатывает генеральную идею школы, исходя из интересов Ребенка и профессионального мастерства Учителя и социального заказа Учредителя.
В осуществлении этой идеи он опирается на административный совет и управленческие органы учеников, учителей и родителей (Педагогический Совет, Попечительский Совет, Верховный семейный Совет).
Соответственно гуманизируется и система контроля. Меры не ослабевают, а меняют свой характер. Во главу угла ставится Учитель, как личность, организация совместного с ним поиска, повышения качества образовательного и воспитательного процесса.


Ученик                      Учитель


Верховный Семейный Совет        Педагогический Совет          Попечительский Совет
 



Директор
 


Зам. директора по УВР                                Зам.директора по научной  

                                                                                работе                   

                                 Зам. директора по
                              воспитательной работе                                                 Психолог


Учредитель


7. Критерии достижения цели.

Назад