Традиции

Школа Наш дом Бал Газета Человек недели

    Учебная неделя в школе начинается с "Пушкинской проповеди", истоком которой являются проповеди Симона Соловейчика. "Пушкинская проповедь" - это общешкольная линейка. Она, как пример серьезного разговора с детьми о самом главном в жизни, разговора, в котором взрослый, по словам Экзюпери, не опускается до уровня восприятия ребенка, а поднимается до высот его понимания. Проповеди - это страстный монолог о добре и зле, о свободе и справедливости. Пушкинские, потому что в поиске нравственных ориентиров нам нужен камертон, чистая нота, в которой не было бы сомнений. Симон Львович сказал однажды: "В вопросах этики и психологии Пушкин настолько точен, что, я думаю, и вы, читатель, согласитесь с утверждением: как у Пушкина - так правильно". Продолжая дело Симона Львовича, авторами проповедей  стали ученики и учителя "Нашего дома".

Пушкинская проповедь.

"О луче бессмертия"

Эти строки уже упоминались в одной из проповедей, но мы тогда остановились на другом слове - у Пушкина бывает значимой даже не строка, а лишь одно слово вызывает размышления.

Сегодня повторим эти строчки:

Последний взор моих очей

Луча бессмертия не встретит...

Бессмертие ... Самая большая загадка человечества. Даже страшно говорить о нем и думать. Смерть и бессмертие.

Смерть ждет каждого из нас, а бессмертие?

На этот вопрос не сложно ответить, если под бессмертием понимать великую славу. Молодому Пушкину (а эти стихи написаны в молодости), как и всякому молодому человеку, чувствующему в себе талант, мечтается о великой, бессмертной славе, и он грустит, боится, что луч славы минует его, что

Последний взор моих очей

Луча бессмертия не встретит...

Но в конце короткой своей жизни Пушкин с уверенностью напишет:

Нет, весь я не умру...

Это о бессмертной славе. А как быть обыкновенному человеку?

Можно просто оставить добрый след в душе ребенка. Уже год как нет с нами Нелли Васильевны, а мы с вами части вспоминаем ее, открывая тетрадку по ее предмету, ощущаем трепетное тепло... она как будто снова говорит каждому:"Соверши чудо - будь, пожалуйста, здоров!".

С нами книги Андрея Николаевича, его библиотеку учителя окрестили "Андреевской". Не в этом ли "луч бессмертия"?

А как быть обыкновенному человеку, который не в состоянии добиться бессмертной славы своими трудами на земле? И даже не может вести такую праведную жизнь, чтобы его прославили в веках? Тут надо быть очень серьезным. Есть такие вещи к которым нельзя относиться небрежно, походя, о которых нельзя болтать просто так. Даже в самой легкомысленной жизни должны быть серьезные минуты.

Вот серьезное: личное бессмертие, то есть ваше бессмертие, - это вопрос веры. Верите вы в то, что душа ваша будет жить вечно - она и будет жить вечно. Не верите - неизвестно, что с ней станется.

Потому люди и берегут свою душу, охраняют её от греха, от дурных, непростительных поступков - они верят: душа будет жить вечно. Как? Это невозможно объяснить обыкновенными словами, в нашей речи нет таких слов. В это надо просто верить, об этом надо просто помнить.

Если мы будем думать, что наша жизнь - лишь часть вечного существования, нам легче будет жить, легче переносить смерть близких, мы строже будем относиться к себе.

А это очень нужно каждому человеку, каждому из нас - строже относиться к себе, беречь свою душу, чтобы последний наш вздох, последний наш взгляд, последний взор встретился в лучом бессмертия.

"О высоте желаний"

У Шалы Александровича есть замечательная притча. Высоко в горах было глухое селение. Люди в селении жили как единая семья. Младшие почитали старших, мужчины почитали женщин. В их речи не существовало слов: обида, собственность, ненависть, горе, корысть, зависть. По вечерам они собирались у костра, посылали улыбки звездам, каждый выбирал свою звезду и разговаривал с ней. Однажды объявился в селении человек и сказал: "Я учитель". Люди доверили ему своих детей, в надежде, что он научит их более важным знаниям, чем дает им Природа, только недоумевал: почему учитель не улыбается?

Шло время и все заметили, что дети стали меняться. Они стали раздражительными, потом появилось озлобление, дети стали ссориться, отнимать друг у друга вещи. Дети повзрослели и изменилась жизнь в глухом селении: люди захватили земли, оттеснив с них слабых, оградили их и назвали своей собственностью. Стали недоверчивыми, каждый потерял звезду на небе. Зато в домах появились телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, выросли гаражи для автомобилей. Смотрел на это все учитель, который так и не научился улыбаться, и гордился: в глухом горном селении приобщил он людей к цивилизации...

Не вижу ничего дурного в желании быть обеспеченным. Хорошо ни в чем не нуждаться. Тем более, что время соблазнов наступило. Цивилизация стремительно врывается в нашу жизнь, провоцирует наши желания, которым нет конца и края. Почему у него есть, а у меня нет. Хочу, желаю...

Все так... Но вот ведь какая опасность поджидает нас. Говорят, есть закон: если где-то прибавилось, где-то обязательно убыло. Что же получается? Если исполняется очередное наше материальное желание, значит в чем-то мы теряем. В чем же? Конечно не обязательно и не всегда так. Лишь в тех случаях, когда наши материальные желания овладевают нашим разумом и душой, становятся целью жизни.

Желания, как огромный паук, затягивают в свои сети, душат, не отпускают...

Человек постоянно неудовлетворен, недоволен жизнью, иной разочарован, приходит в отчаяние. Нужно уметь вовремя заметить это, остановиться, задуматься.

Почему нет покоя в душе?

Но что чины, что деньги, слава,

Когда болит душа:

Тогда ни почесть, ни забава,

Ни жизнь не хороша.

Может она (душа) болит от того, что ненасытность желаний твоих ее измучили "Душу надо мерить по высоте ее желаний, как судят о соборах по высоте колокольни". Измерьте свою душу. Неужели предел ее высоты новый сотовый? А может взметнется к небесам от порыва сделать чуточку счастливей брошенного ребенка...

"О гневе и раздражении"

Кому не известно чувство раздражения?

Кто или что чаще всего раздражает нас? Люди и их поступки. Мы встречаемся каждый день, общаемся: радуемся или печалимся, удивляемся, разочаровываемся... и раздражаемся.

Как выглядит раздраженный человек? Лицо краснеет, руки трясутся. Речь бессвязна... Может ли человек в таком состоянии быть разумным? Он старается обидеть не только того, кто раздражает его, но в этот круговорот гнева попадает каждый встретившийся на пути. И тогда истерики, крики, ведь раздражению неведомы полутона. Что раздражает нас в людях? Их несовершенство? Нет, скорее отсутствие сходства с нами.

Притча: Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка.

Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, - поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это Солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным  лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно: "Что за глупые шутки?" - подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих длинных ножках, пришел попить. Запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет...

Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода...

Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка.

Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко... Очень... Слишком даже...

Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише.

Вверх